16+

Первомайская районная общественно-политическая газета «Призыв»

РФ / Ярославская область / Первомайский район

26 апреля 2024, пт 2024.04.26 02:37:10

Главная / Статьи / Полувековая служба Елизаветы Чагиной
30.11.2016 11:03
  • 129

Категории:

Полувековая служба Елизаветы Чагиной

Каждый из нас время от времени вспоминает школьные годы. Кто-то с теплом и щемящей в груди грустью, кто-то с радостью. Но, без сомнения, в памяти любого человека надолго сохраняются школьные раздевалки, классы с низенькими партами и, конечно же, образ первого учителя.
Учитель начальных классов — экскурсовод по новому и удивительному миру школьных знаний для вчерашних детсадовцев. Именно он становится спутником на долгие четыре года, помогает привыкнуть к урочному режиму познания окружающего мира. Взрослых, с умиленьем смотрящих на шагающих с пышными букетами в руках первоклашек, непременно накрывает волна воспоминаний о собственном старте школьной жизни, и мы не исключение. Неоднократно мучаясь бессонницей, вызванной приступом тоски по школьным расписаниям и звонкам, «Призыв» решил навестить одну из лучших учительниц начальных классов района, которая, кстати, 27 ноября отметила свое семидесятилетие.
Елизавета Петровна Чагина живёт в Семёнов- ском и работает в местной школе. Сейчас у неё немного уроков: два раза в неделю она ведёт музыку и ежедневно — группу продлённого дня. Однако за спиной у семёновской учительницы просто гигантский педагогический стаж: полвека Елизавета Петровна простояла у доски с указкой в руках, провела минимум пятьдесят новогодних утренников и линеек, посвящённых Дню знаний. Начинала педагог в деревенской школе, в которой сама когда-то училась.
«Я родилась в деревне Костычево Первомайского района, — рассказала нам Елизавета Чагина, — училась в начальной школе в д. Ильинское, а потом наша семья переехала в Николо-Гору, где я окончила семь классов. В 1961 году поступила в Угличское педучилище, в 1965-м году — на заочное отделение в Ярославский педагогический институт им. Ушинского. Педучилище в Угличе очень хорошее, я и мои однокурсники

выпустились готовыми учителями, всё знали о своей профессии. Окончив училище, пришла работать в Ильинскую школу учителем начальных классов. Здание школы сохранилось, и я иной раз прошу сына, чтобы он провёз меня мимо него. Такая замечательная школа была! Классы светлые, коридор, помню, большой был, библиотека… обстановка тёплая, дружная. Я работала со своей бывшей классной руководительницей, Н. М. Романовской. Мы много помогали друг другу».
Об училище, в котором Е. П. Чагина получила педагогическое образование, учительница с пятидесятилетним стажем говорит с глубокой благодарностью. Мы попросили Елизавету Петровну вспомнить, как и чему их учили преподаватели училища помимо дидактики и теории воспитания.
«В педучилище нас всему обучали. Все 4 года — музыка и пение, сольфеджио. При поступлении проверяли слух, чувство ритма. Помню, на вступительном экзамене сказала членам комиссии: «Ой, какая у вас большая гармошка!». А мне и говорят: «Это не гармошка, это баян». Я не растерялась: «Ну, давайте, буду петь вам под баян!». Музыкальный инструмент можно было выбирать. Первокурсникам предлагали баян, скрипку, домру и фортепиано. Я вы- брала домру. Правда, сначала домры в училище не оказалось, и я купила себе мандолину. Она немного отличается: мандолина восьмиструнная, а домра четырёхструнная. А вообще в училище всё было: и классы удобные, и инструменты. Только ходи — не ленись!» — с присущей ей учительской интонацией и озорными огоньками в глазах сказала «Призыву» Елизавета Петровна.
Полученные навыки педагогического мастерства Елизавета Чагина реализовывала не только в Ильин- ской школе. Поработала учительница и в Николе-Горе, где школьные будни чередовались с комсомольскими собраниями и художественной самодеятельностью для тружеников колхозов.
«После работы в Ильинском я перешла в Николо-Горскую школу. В начальных классах работала вмес- те с А. Д. Новиковой, у которой я многому научилась. Там работалось легко и весело! У нас был прекрасный коллектив, возглавляемый сначала А. М. Смирновым, потом — Н. М. Пантелеевой, — вспоминает семёновский педагог. — Все учителя молодые, задорные, так что классная работа просто кипела! Мы, десять человек, состоящих в комсомольской организации, участвовали в художественной самодеятельности. Наша комсомольская организация была лучшей в районе, Инна Ильинична Голядкина, сегодняшняя глава района, в то время была её секретарём. Мы проводили воскресники, субботники, организовывали поездки в Ярославль, помогали хозяйствам. Например, в пяти километрах от Николо-Горы была овчарня. Мы шли туда пешком и работали там бесплатно. Пожилым помогали, с концертами ездили по всему району. Я в хоре пела, стихи читала и в сценках участвовала. Молодые были, и ничего не стеснялись. В общем, некогда было скучать, надо было много работать».
Комсомол сыграл в жизни Елизаветы Петровны не последнюю роль: как активистку её пригласили работать инструктором по школе в райком партии в отдел агитации и пропаганды. «Сначала в райкоме партии я считала себя ненужной, но потом как-то провела беседу в лесокомбинате, и мне сказали, чтобы я приходила ещё. Я подумала: «Надо же!», — поделилась с нами учитель. — Мы приходили на собрания, рассказывали о положении дел в районе и области, знакомили присутствующих с показателями по сельскому хозяйству и производству. Но мне всё время хотелось в школу. Я уже десять лет в школе отработала, мечтала, что я вновь буду учителем. А потом я вышла замуж, и в 1977 переехала в Семёновское. Сначала работала воспитателем в интернате при школе. Интернат был по типу общежития, где жили дети из окрестных деревень. Таких ребят набиралось свыше девяноста человек. Кроме того, вела русский язык в четвёртом классе. Трудно там работа складывалась. Ребята жили в интернате неделю, еже- дневно уроки готовили, поэтому я и другие воспитатели старались создать обстановку близкую к домашней. Класса отдельного, чтоб уроки делать, не было, была только комната отдыха, где стоял телевизор. По телевизору можно было смотреть лишь программы «Спокойной ночи, малыши!» и «Время».
Елизавета Чагина — опытнейший специалист своего педагогического дела. Ей известно о детской душе больше, чем остальным. Она уверена, что сов- ременные дети, хотя и отличаются от своих сверстников, учащихся лет так двадцать назад, но всё-таки не хуже.
«Зачем ругать современную молодёжь? Молодёжь хорошая, и раньше дети разные были. Художественная самодеятельность никуда не исчезла. А то, что молодые в деревню не спешат, так это связано с тем, что работы нет. Тем не менее, дети отличаются. Раньше чаще в книжку смотрели, а сейчас в телефоны. Учителю стало труднее заинтересовать ребёнка. Дети сами не научатся, их надо посадить и приложить волевое усилие, чтобы они что-то освоили. Да и родителям не помешало бы чаще с детьми заниматься», — заметила Елизавета Петровна.
Говорить на страницах районки о профессиональном даре семёновского педагога можно долго, но лучше учителей, с которыми она ежедневно работает, всё равно не получится. Коллега именинницы Ольга Сиротина считает Елизавету Петровну мудрым наставником и отзывчивым человеком:
«Елизавета Петровна — положительный, позитивный, добрый и мудрый человек. Она — генератор всех идей в нашей начальной школе, всегда движима какой-то энергией и заряжает ею остальных педагогов. Я бы никогда не подумала, что ей исполняется семьдесят лет! Энергии у нее больше, чем у всех нас. К ней всегда можно обратиться за советом, она всегда подскажет, всегда посоветует, как тебе нужно поступить. Я, допустим, когда готовлюсь к какому-нибудь мероприятию, всегда на рецензию отношу его к Елизавете Петровне. Она прочитает и обязательно поможет исправить ошибки».
Генератор идей начальной школы Семёновского призналась нам, что в следующем учебном году вряд ли придёт на первый звонок. Мы, разумеется, узнав об этом, весьма огорчились, ведь таких педагогов, как Елизавета Петровна, нашим школам не хватает. И всё же, отбросив пессимистичные прогнозы, «Призыв» надеется, что ей на смену придут достойные преемники.
Юлия БОЙЦОВА

Автор: Юлия БОЙЦОВА
корреспондент

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх