16+

Первомайская районная общественно-политическая газета «Призыв»

РФ / Ярославская область / Первомайский район

13 ноября 2019, ср 2019.11.13 18:10:54

Главная / Статьи / Когда школа - дом родной
05.10.2019 10:45
  • 97

Категории:

Когда школа - дом родной

на фото: директор Козчской средней школы Сергей Юрьевич Беликов

Сергей Беликов отмечает в этом году двойной юбилей: ровно двадцать лет он занимает должность директора и ровно пятьдесят лет зданию Козской средней школы. Отличный повод наведаться в гости к одному из самых интересных директоров района.

1 сентября 1999 года Сергей Юрьевич Беликов был назначен директором Козской средней школы. До этого больше десяти лет он проработал завучем по учебно-воспитательной работе при Александре Александровиче Палочкине. Они вместе с ним, как сказал в шутку нынешний директор, «рулили школой».

— Когда я пришёл работать в школу, был самым молодым, а теперь я самый зрелый из всех учителей, — пошутил он. — Время незаметно пролетело… Работал и работаю на одном месте. В трудовой книжке всего одна запись.

Разумеется, такие люди неслучайно попадают в образование, причём обычно есть в этом что-то судьбоносное. Сергей Юрьевич — педагог в четвёртом, если не в пятом, поколении. Его отец Юрий Сергеевич, дедушка Сергей Васильевич и бабушка Юлия Геннадьевна Беликовы, прадедушка Геннадий Зиновьевич Попов были учителями. Видимо, поэтому и он всё свою жизнь провёл в стенах родной школы: от семи до пятидесяти восьми лет. Представляете? Это каждый день стоять у доски, решать задачи, слышать детский смех, а иногда и всхлипывания, жалобы на несправедливо поставленные с их точки зрения оценки и высказанные классным руководителем замечания, выступать на линейке Первого сентября с приветственным словом и с прощальным на Последнем звонке, составлять планы и многое, многое, многое другое… Нет, только не думайте плохого: всё это делается по собственному и, что очень важно, искреннему желанию!

Родился будущий директор Козской средней школы в Ростове, откуда родом его мама Римма Александровна. Мама уехала рожать к себе в город: там у неё жили родители. Вот и получилось так, что в паспорте Сергея Беликова в графе «место рождения» значится не село Коза, с которым связана вся его биография, а Ростов Великий. Этот город наш герой очень любит, ведь все летние каникулы он проводил там, у бабушки.

Как же Римма Александровна оказалась в Первомае? Приехала работать по распределению. Врач сельской больницы, проработав здесь год, вышла замуж за местного учителя физики и математики Юрия Беликова — будущего отца своего ребёнка. Их сын, когда вырос и окончил десятилетку в Козе, пошёл по папиным стопам. Наверно, это и есть ответ на вопрос, как выбирают профессию многие учителя.

Поступил козский юноша на физмат Ярославского педагогического института им. К. Д. Ушинского в 1978 году.

— Интересно было учиться? Сложно?— спрашивали мы у него.

— В первый год было сложно учиться. Практически всё приходилось учить, чтобы себя зарекомендовать. Как говорится, сначала ты работаешь на зачётку, а потом она на тебя. Сложней давались такие предметы, как история КПСС, философия, политэкономия… — с иронией замечал Сергей Юрьевич. — Но сдавать их было надо. Для меня они были не очень интересны.

Студенческие годы он вспоминает с теплом. В беседе с нами поделился, что до сих пор некоторые преподаватели, ещё работающие, при встрече его узнают. Столько студентов ежегодно они выпускают, у стольких принимают зачёты, экзамены, курсовые и дипломные работы, а всё равно помнят. На то они и настоящие педагоги: видеть в каждом — и в отличнике, и в троечнике, и в трудолюбивом, и не очень старательном ученике, личность.

В институте Сергей встретил свою любовь, будущую супругу Веру. Она училась на два курса младше (когда познакомились, она была на первом курсе, он — на третьем — прим. авт.). Спорт помог им найти друг друга: Сергей играл в факультетской волейбольной команде, а Вера занималась баскетболом.

— С Верой мы вместе с первого курса (имеется в виду начало её обучения — прим. авт.). Сначала дружили, потом поженились. Окончив институт, я уже приехал работать в Козу, но она ещё училась. Свадьбу сыграли, когда Вера получила образование, а я отработал год в школе. Потом всё время работали вместе, сейчас тоже. У неё тридцать четыре года педагогического стажа, а у меня — тридцать шесть лет.

Преемственность поколений прервали лишь дети Сергея и Веры. Они не захотели стать учителями, несмотря на такую богатую педагогическую родословную. Однако нашли и прекрасно себя чувствуют в других, не менее важных профессиях. Не стали врачами, как бабушка, но всё-таки работают в сфере, связанной с медициной — фармацевтика. Старшая дочь Беликовых Ирина Геворкова окончила Ярославскую государственную медицинскую академию (ныне ЯГМУ — прим. авт.) по специальности «Фармация». Работала медпредставителем одной из зарубежных компаний в Ярославле. Сейчас перешла на другую должность в этой же компании, живёт с семьёй и трудится в Санкт-Петербурге, воспитывает сыновей Марка и Давида. Вслед за ней в Северную столицу уехала и младшая дочь Татьяна Кораблёва, окончившая Ярославский филиал МЭСИ (с 2015 года объединён с Ярославским филиалом РЭУ им. Г. В. Плеханова и носит его название — прим. авт.) и тоже устроившаяся работать медпредставителем, но в другую фармацевтическую компанию.

В 1983 году Сергей окончил институт.

— Самым сложным был первый год работы, — поделился Сергей Юрьевич. — В институте было немного практики. Там дадут багаж теории, а как уж ты им будешь распоряжаться — неизвестно. Опыта в вузе не наберёшься, поэтому весь первый год был занят подготовкой к урокам. После работы приходишь домой и начинаешь писать планы, конспекты. У меня были вот такие, — показывал на пальцах физик, — толстые тетради. Свободного времени практически не было. Правда, я до сих пор учу уроки по вечерам: хочу быть во всеоружии, к тому же ищу что-нибудь интересное для учеников.

Как приятно учителю, когда его подопечные наконец-то поняли материал, который он так усердно готовил в выходной или после работы! Думаем, это ощущение удовлетворения своей работой, которое так ценят все учителя, особенно дорого физику Сергею Юрьевичу. Не секрет, что многим точные науки даются ценой немалых усилий. Почему это происходит? Мир несправедлив: одним природа отсыпает кучку мозгов побольше и поизвилистей, а другим — по остаточному принципу?

— Нет, конечно, это происходит в первую очередь от того, что ученики не уделяют внимания вообще учёбе, — не согласился директор, — ведь физику учить не надо, её надо понимать. Если ты понял и разобрался с самого начала, то так оно дальше и пойдёт, но стоит запустить немножко — всё, получаться не будет.

Немного обдумав, он продолжает:

— Есть разные склады ума… У меня много было ребят, которые получали пятёрки по физике… Может, и правда склад такой у них был, и усидчивость, и желание, и они видели перспективу, понимали, что потом им это пригодится. На самом деле, замечал, что действительно многим сложно хорошо учиться по физике и математике. Однако раньше, когда я только начинал работать, дети учили. Вот просто учили. Заучивали. Те дети, которые у меня были тридцать лет назад, и те, которые сейчас — совершенно, совершенно (!) разные. Я ведь в то время не разрешал ни пользоваться формулами, ни учебниками на контрольной. Теперь же разрешаю. В то время и экзамен по физике был обязателен. Его сдавали все. Может, ещё и это влияет. Не знаю.

— А почему тогда ребёнок, имея желание понять, всё равно не понимает? Виноват стереотип о физиках и лириках, гуманитариях и технарях? Вы в него верите? — несколько несерьёзно интересуемся, потому что задавать вопрос о вере в плоскости таких уважаемых наук не очень разумно. Да и сами, честно сказать, не верим.

— Нет, я и ребятам говорю, что среди выдающихся физиков встречались прекрасные музыканты. Насчёт поэтов не могу сказать, но музыкантов, правда, много: кто-то на скрипке играл, кто-то был пианистом. Не знаю, откуда пошло это разделение.

Беликовы умеют не только работать, но и отдыхать. Главное увлечение этой удивительной семьи — путешествия. Объездили супруги десяток стран. Конечно, не весь земной шар, но у них ещё впереди довольно времени, чтобы наверстать упущенное. Достопримечательности Турции, Египта, Болгарии, Туниса, Кипра, Хорватии, Греции, Испании, Финляндии, Чехии, Словакии, Объединённых Арабских Эмиратов изучены ими вдоль и поперёк, как и красоты Крыма, Кавказа. Брали с собой в поездки Беликовы и своих взрослых учеников, которые с легкой руки учителей тоже полюбили ездить по миру. Широкая эрудиция нужна любому хорошему учителю, и не важно, какой предмет он ведёт. Свой багаж географических знаний козские физики пополняют ежегодно — мы уверены, им есть что рассказать школьникам.

Знания в Козской средней школе дети действительно получают в полном объёме. Об этом свидетельствует следующий факт: в 2018-2019 учебном году по результатам ЕГЭ школа заняла девятое место из шестидесяти трёх среди таких же школ области. Это достижение и коллектива, и самих выпускников. Четверо учащихся поступили в вуз: два — в Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, один — в Ярославский государственный технический университет, один — в Ярославскую государственную сельскохозяйственную академию.

— Есть у директора школы какая-то мечта? Что пожелаете себе в канун праздника? — последний вопрос от районки.

Сергей Юрьевич, чуть поразмыслив, ответил:

— Чтобы школа продолжала работать, были новые ученики, чтобы наша демографическая ситуация изменилась в лучшую сторону. Я не представляю свою жизнь без школы. Уходя в отпуск, хочу скорее вернуться назад. Наша учительская жизнь без неё немыслима!

Юлия БОЙЦОВА

Цифры говорят

В Козской средней школе учатся пятьдесят человек. Это на три человека больше по сравнению с прошлым годом. Однако в этом году нет десятого и одиннадцатого классов.

В дошкольной группе Козской средней школы получают образование семнадцать человек — это одна разновозрастная группа. На ней работают два воспитателя.

Трудовой состав

В Козской средней школе работают одиннадцать педагогов. Кадров, по словам директора, хватает.

Поздравляет, счастья, радости желает

Сергей Юрьевич Беликов от всего сердца поздравляет своих коллег, а также всё первомайское педагогическое сообщество с Всемирным днём учителя, желает прироста учеников, профессиональных успехов и побед, крепкого здоровья, радостных детских лиц и новых открытий своих подопечных! Будьте счастливы!

Интересный факт

Буквально с заложения фундамента здания Козской средней школы Сергей знаком с ней, ведь он пошёл учиться в первый класс, когда её только открыли. Это был 1969 год. В школе Сергей Беликов не был только пять лет: тогда он учился в институте.

Из первых уст

Сергей Беликов: «Я всегда говорю: проблем у нас нет. Больших. А с маленькими мы справляемся.

Когда возникают проблемные ситуации, я стараюсь их не накапливать, а решать вовремя. Любая проверка что-нибудь найдёт. А раз нашла — значит, мы работаем. Кто не работает, тот не ошибается. Ошибки и недочёты

Автор: Юлия БОЙЦОВА
корреспондент

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх