16+

Первомайская районная общественно-политическая газета «Призыв»

РФ / Ярославская область / Первомайский район

26 апреля 2024, пт 2024.04.26 11:04:48

Главная / Статьи / Дорогу к Богу возрождая
20.11.2019 15:33
  • 62

Категории:

Дорогу к Богу возрождая

На фото: остатки иконостаса в Богородицкой церкви села Васильевское

В начале октября в нашей газете была опубликована заметка «Всем миром восстанавливая Храм»

Рассказывалось в ней о трехдневном субботнике в селе Юркино Кукобойского сельского поселения, участники которого начали приводить в порядок заброшенный храм. А буквально через неделю в редакции раздался звонок. Звонили из деревни Шильпухово.

– Вот ваша газета пишет о восстановлении храма в селе Юркино, – сказал в трубку женский голос. – Так и наши жители сложа руки не сидят. К примеру, жительница Шильпухова Наталья Муравьева наводит порядок в заброшенном храме села Васильевское. Этим благим делом занимается в свободное время. Приезжайте, поговорите с ней, посмотрите Храм в Васильевском.

Увы, но сразу побывать в Шильпухове не удалось. И лишь на днях, предварительно созвонившись с Натальей Леонидовной, я туда поехал.

Зачастившие проливные дожди, которые в начале ноября в нашей местности редкость, быстро согнали выпавший ранее снег, превратив сельские дороги в раскисшее месиво и вызвав на реках настоящее половодье. Даже на высоких добротных улицах Шильпухова местами стояла вода. Наталья Леонидовна в этот утренний час была дома – работает она почтальоном в местном отделении связи, газеты, журналы да письма доставляет адресатам не каждый день.

– Говорят, Вы всерьез занялись за восстановление храма в селе Васильевское. Это правда? – первое, чем я поинтересовался у нее при встрече.

– Ну, восстановление – это слишком громко сказано! – засмущалась она. – Там, в бывшем селе Васильевском возле заброшенного храма кладбище. На нем похоронены мои папа, брат. Не так давно вот сына похоронила… Приезжаем с мужем на могилки. А я иду в этот разрушенный храм, прибираюсь там, чтобы люди, пришедшие на кладбище к своим родным и близким, могли поставить там свечки за упокой – как-никак место намоленное. Да что я Вам рассказываю, поехали, на месте все и увидите.

От Шильпухова до Васильевского немногим более 4 километров. Когда-то здесь была исключительно хорошая дорога – хоть шаром кати. Но канул в Лету колхоз «Красные поля», от ферм да комплексов остались лишь кирпичные фундаменты, потерявшие работу более-менее молодые местные жители уехали, и дорога эта стала никому не нужна. Сейчас на ней ямы и выбоины. Запустение царит и в бывшем селе Васильевское. По большому счету села уже нет. И лишь возвышающаяся над храмом колокольня, которую видно издалека, является напоминанием о некогда благодатной жизни в этих местах.

Ехать до самой церкви на машине мы не решились: на намокшей песчаной дороге и забуксовать было недолго. Пошли пешком. Когда подошли к воротам храма, Наталья Леонидовна показала мне на каменные ниши на воротах и у главного входа в церковь.

– Здесь раньше находились иконы, – в голосе моей провожатой чувствуется боль. – Но потом кто-то вытащил их. Да и внутри храма по-видимому что-то искали – все полы раскорежили, все вверх дном перевернули.

Мы зашли в храм. В одной его части, там, где находится алтарь, прибрано и чисто. На полу стоят остатки обгоревших свечей. В нишах алтаря, там, где когда-то стояли образы святых, кто-то из местных жителей поставил иконки.

Я смотрел на них и понимал, что храм, пусть и полуразрушенный, поруганный, был и остается духовным стержнем в жизни любого православного человека. Да, разрушение храмов было одним из знамениев большевизма. А иначе было нельзя, ведь церковь мешала развращать людей, выступала против неправильного образа жизни. Потому-то после Октябрьской революции 1917 года церкви и были попросту разграблены: с них сняли все убранство, сбросили колокола, превратили в хозяйственные здания.

– Конечно, восстановить эту церковь – задача не из легких, – Наталья Леонидовна прервала мои размышления. – Да и дорого все это. Но ведь можно закрыть крышу, окна, двери, чтобы в помещение храма не проникали снег и дождь, не залетали птицы.

Уже потом, когда мы вышли из храма, я поинтересовался у моей спутницы историей этого сооружения. Наталья Леонидовна лишь руками развела, что означало – не ведаю. И я стал искать информацию в интернете. Нашел вот что:

«В селе Васильевское церковь Богородицкая, каменная, построена в 1775 году тщанием прихожан. В церкви три престола: в настоящей холодной – Рождества Пресвятыя Богородицы и в теплой – трапезной на правой стороне во имя Святого Василия Великаго, на левой – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Из храмоздательной грамоты от 1775 года видно, что село Васильевское принадлежало к Любимскому округу Костромской епархии и в нем было две церкви деревянныя. Чтимые прихожанами иконы: Святителя Василия Великого и Святителя Николая Чудотворца. В черте прихода две каменныя часовни: одна в сельце Ильдомском, устроенная в 1888 году на средства санкт-петербурского мещанина Ивана Федотова, а другая – в деревне Барском, устроенная в 1895 году на средства Ивана Кошкина. Церковь стоит на высоком холме и от нея к западу правильными двумя рядами спускаются дома: сначала церковные, а затем крестьянские, что придает красоту селу. В полуверсте от церкви к северу течет извилисто река Уча».

Обратный путь от храма мы проделали по краю деревенского погоста. Он довольно большой и ухоженный, за могилками здесь присматривают.

– Видите, какие здесь старые деревья, – показав мне на огромные стволы лип и берез, сказала Наталья Леонидовна. – А они упадут на могилки, на храм. Могут много бед понаделать. Спилить бы их да вывезти. Но силами односельчан не справиться – здесь техника нужна.

На обратном пути в Шильпухово Наталья Леонидовна с огорчением рассказывала о том, как пустеют окрестные деревни, как молодежь в поисках лучшей доли уезжает в города и веси, а старики потихоньку уходят в мир иной. И получается, что порушенные да попранные храмы восстанавливать некому.

– Хорошо еще, что есть у нас энтузиасты и заботятся о наших святынях, – улыбнулась она. – Вот, например, у деревни Никола, что совсем рядом с Шильпуховым, есть старая церковь. Кровлю на ней восстанавливал житель деревни Погорелка Андрей Хмелев. Почему бы Вам и с ним не поговорить?

А и впрямь, почему бы и не поговорить? И мы отправились в Погорелку. Отъехав от Шильпухова, на горке увидели старую церковь. Крыша на ней и вправду была не так давно отремонтирована.

– Я бы один не смог это сделать, – сказал А. Н. Хмелев, когда разговор зашел о том самом храме. – В этом деле мне помогает Эдик Иринархов.

– А что сподвигло Вас на идею заняться восстановлением старого Храма? – интересуюсь у Андрея Николаевича.

– Во-первых, я – человек верующий, – сказал он. – Еще лет 25 назад, а то и больше, когда был совсем молодым, я предлагал нашему колхозу «Красные поля» заняться восстановлением церкви. Но, увы, меня тогда никто не поддержал. Оно и понятно – времена были не те, коммунисты от религии и православной веры отворачивались.

А еще причина того, что Андрей Николаевич стал заниматься восстановлением церкви у деревни Никола, кроется в том, что местным верующим в Бога посещать храм в Пречистом несподручно, поскольку первый рейсовый автобус из Любима проходит очень рано, а второй – где-то в 10 утра – на службу в храм люди опаздывают. Куда удобнее им ездить в церкви Любима. Но еще замечательнее, если помолиться Господу, поставить свечки за упокой либо за здравие можно было бы в соседней церкви.

К слову, когда мы разговорились с А. Н. Хмелевым о местных храмах, выяснилось, что он многое о них знает. К примеру, я узнал, что церковь возле деревни Никола называется Преображенской. Здание храма в 1787 году было построено тщанием прихожанина И. Г. Грязева. Престолов в церкви три: в настоящей холодной – Преображения Господня, в теплом приделе на правой стороне – во имя Николая Чудотворца, на левой – во имя мученицы Параскевы.

Говорят, один в поле не воин. Будь Андрей Николаевич полон сил и энергии, будь он богат, все равно справиться с таким объемом работ в старом храме ему было бы не под силу.

Да, по-настоящему верующий человек – труженик по той простой причине, что вера без дел просто мертва. Разрушающийся храм, как я понял, давит на сознание. События, связанные с осквернением и разрушением храмов, давно ушли в историю и много раз переосмыслены. Однако, разрушенный храм пока что остается фактом нашей действительности.

– Будем объективны, – сказал благочинный церквей Первомайского района отец Иоанн. – Восстановление храмов – дело очень благое. Но где взять на это средства? Поэтому, наипервейшая задача сегодня – остановить разрушение наших заброшенных церквей. Для этого их нужно законсервировать: залатать крышу, закрыть окна и двери. Это поможет сберечь внутренности храмов от воздействия атмосферных осадков.

Да, верующим жителям Шильпухова и окрестных деревень сегодня приходится ездить в соседние села и города, чтобы поучаствовать в богослужении. И вовсе не потому, что у них нет храма, а из-за того, что этот храм для использования непригоден.

Я долго размышлял над тем, почему простые люди – жители деревень Шильпухова, Погорелки и других населенных пунктов занимаются восстановлением и сохранением местных храмов – не жалеют ни сил, ни времени, ни своих средств. И вдруг вспомнил сказанные Патриархом Кириллом слова: «Мы восстанавливаем храмы потому, что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация. И мы не объясняем наши поступки, ибо каждый, кто знает нашу историю, понимает, что как народ мы спаслись только благодаря тому, что сохранили веру».

Евгений ЕЛИСЕЕВ

Автор: Евгений ЕЛИСЕЕВ
корреспондент

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх