16+

Первомайская районная общественно-политическая газета «Призыв»

РФ / Ярославская область / Первомайский район

5 апреля 2020, вс 2020.04.05 11:04:52

Главная / Статьи / Учитель не умеет уставать
08.02.2020 14:25
  • 140

Категории:

Учитель не умеет уставать

На фото: Наталия Дмитриевна Беренева, директор Скалинской школы

Сегодня разговор пойдет о директоре Скалинской школы Наталии Дмитриевне Береневой

Случилось так,

что мальчишка-

третьеклассник вдруг загрустил. На перемене его одноклассники бегают, резвятся, а он сидит себе на скамеечке в коридоре и голову повесил.

– Ты что такой грустный? – подсела к нему старшеклассница Наташа Рябушева. – А ну, пошли со мной!

Она взяла его за руку и всю перемену гуляла с ним по школьным коридорам. И вторую перемену, и третью. А на следующий день мальчишка сам подошел к ней и протянул ей руку: «Пошли гулять». После уроков Наталия помогла ему сделать домашнее задание, потом домой проводила. Так продолжалось почти год, пока она не окончила школу и не поехала учиться в Вологду на педагога.

Сегодня Наташу Рябушеву можно застать в кабинете директора Скалинской основной школы. Да, это Наталия Дмитриевна Беренева – волевой, настойчивый директор школы с очень сильным духом. Это для взрослых. Но когда в ее кабинет заходит мальчуган или девочка, ее взгляд сразу же теплеет, становится мягким, разговор доверительным. Совсем, как у второй мамы.

– Собственно, учитель начальных классов для ребятишек и есть вторая мама, – Наталия Дмитриевна улыбается. – Они же с учителем большую часть дня находятся.

Четыре года в Вологодском педагогическом училище пролетели для моей героини незаметно. Учиться было сложно, но очень интересно. И вот она уже учитель начальных классов, вновь перешагнувшая порог своей родной школы.

– Это было в далеком 1992 году, – вспоминает моя собеседница. – На работу я пришла с энтузиазмом. Конечно, были и раздумья по поводу будущего трудоустройства: школа или детсад. Хотелось и там, и там поработать. Но начальная школа мне все же нравилась больше. Детишки там, как и в детсаду, такие же непосредственные, но уже более взрослые.

Отработала она в школе год, а затем ушла в декретный отпуск. После декрета новым местом ее работы стал детсад в деревне Колкино. К тому времени это детское дошкольное учреждение из ведомственного совхозного перешло под начало Колкинской сельской администрации. И стала Наталия Дмитриевна им заведовать.

Там она трудилась 7 лет. Затем рождение второго сына, новый декретный отпуск, и в 2002 году Наталия Дмитриевна приходит на работу в свою родную школу. Уже в качестве директора.

– Не страшно было? – задаю моей героине прямой вопрос. – Одно дело возглавлять коллектив детсада, совсем другое – школьный коллектив. – Страшно, – признается она. – И не потому, что объемы работы были другие. Просто именно в то время в коллектив Скалинской школы влились коллективы ликвидированной Милковской восьмилетней школы и детсада, который стал в школе дошкольной группой. Судите сами: в один коллектив сливаются три – со своими мыслями, устоявшимися традициями. Скажу, как на духу: первый год работы у нас был сложным. Для меня особо – в части модели собственного поведения. Главное было никого не обидеть, поскольку каждый учитель, воспитатель, ученики и дошкольник – личность со своим характером.

Молодой директор практически все возникающие вопросы, насущные проблемы старалась решать коллегиально. И не потому, что боялась где-то ошибиться. Просто несколько порой диаметрально противоположных взглядов на одну и ту же проблему позволяют найти самое оптимальное ее решение.

– У нас в школе все мои 17 лет управления важные и значимые решения принимает трио: я и два моих заместителя – по учебной работе М. В. Капралова и по воспитательной Г. А. Козлова, – рассказывает директор школы. – Практически не было ни разу, чтобы мы сошлись во мнении. Напротив, случалось, что обсуждение какого-то вопроса приходилось откладывать. Зато потом принималось единственно правильное решение.

– А если, к примеру, идет директор школы по коридору и видит школьника или школьницу в слезах… – мне очень интересен алгоритм действий руководителя.

– И такое бывало, – Наталия Дмитриевна развивает мою мысль. – Прежде всего, я обязательно выясню причину этих слез, успокою ребенка. Да, ребенок бывает не прав. Но в этом надо винить нас – взрослых: школу, семью. Где-то недосмотрели, что-то пропустили. У меня правило: я всегда встану на сторону школьника, даже если он виноват. А работать над ошибками надо взрослым.

Забот у директора даже небольшой сельской школы всегда много. Порой времени не хватает. Но и в класс прийти в качестве учителя тоже хочется. Как же быть? Наталия Дмитриевна всегда вела уроки: когда-то изобразительное искусство, сейчас в 5-6 классах математику преподает.

– Учитель начальных классов своего рода «универсальный солдат», – улыбается она. – Он владеет методикой преподавания любого предмета. А возрастную планку не так сложно и передвинуть. Правда, для преподавания математики мне пришлось немного подучиться. Но, когда я в прошлом году пришла вести этот предмет в 5 класс, то поняла, как же мне все эти годы не хватало общения с ребятами на уроках.

Во главу угла работы педколлектива новый директор школы поставила и работу с родителями. Ведь обиды последних на школу, на учителей зачастую идут из-за недопонимания или незнания того, как их чада учатся, чем живет школа. Поэтому педагоги нередко сами приходят к папам и мамам своих подопечных, чтобы поговорить с ними о школьных буднях.

– А чем, на Ваш взгляд, небольшая сельская школа отличается от городской? – мне хочется услышать мнение Наталии Дмитриевны и по этому вопросу.

– Наверное тем, что наши обучающиеся не избалованы материально, – говорит она. – Мальчишки и девчонки у нас не акцентируют внимание на вещах: у кого лучше сумка, у кого дороже пенал. Это для них не является ценностью. Мне нравится, что они оценивают своих товарищей по учебе не потому, кто и как одет, а по тому, какой он человек есть. Для них главное, чтобы их товарищ был открыт, честен, общителен, имел свою точку зрения.

А еще Наталия Дмитриевна считает школу, свою работу спасителем ее души. Я уже говорил, что она человек очень сильный. Она выстояла даже тогда, когда в ее семье случилось огромное горе. Пять лет назад она в одночасье потеряла сразу двух своих сыновей. Больно, тяжело и очень несправедливо, когда родители переживают своих детей. И чтобы не потерять рассудок от горя, Наталия Дмитриевна после похорон с головой окунулась в работу. Да, надо жить, несмотря ни на что!

Сейчас в ее семье подрастают дочь и сын. Она отдает заботе о них, своей семье всю себя. Равно, как и любимой работе.

– Мы не стоим на месте, идем вперед. И мне очень важно, чтобы каждая минута моей жизни была занята на все сто процентов, – убеждена моя героиня. – И наша школа на месте не стоит – мы все время ищем что-то новое и интересное.

Прозвенел звонок, возвещающий о том, что очередной урок закончен. Наталия Дмитриевна пошла к учителям: есть новые вопросы и проблемы, которые надо срочно решать. Такой уж она человек – уставать не умеет.

Евгений ЕЛИСЕЕВ

Автор: Евгений ЕЛИСЕЕВ
корреспондент

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх