16+

Первомайская районная общественно-политическая газета «Призыв»

РФ / Ярославская область / Первомайский район

19 мая 2021, ср 2021.05.19 00:21:02

Главная / Статьи / Виват, наш РЕЖИССЕР!
20.03.2021 15:23
  • 24

Категории:

Виват, наш РЕЖИССЕР!

На фото: Владимир Фунтов режиссер Пречистенского народного театра

Режиссер Пречистенского народного драматического театра, заслуженный работник культуры Российской Федерации и невероятно талантливая личность Владимир Леонидович Фунтов отмечает юбилей

Шесть десяти-

тилетий для

человека –

вполне значимая дата, определенный рубеж, когда можно оглянуться назад, подвести итоги, построить планы на перспективу. Это для обычного человека. Для творческой же личности это незамедлительное стремление ввысь и только новые мысли, задумки, идеи.

С героем сегодняшнего рассказа Владимиром Леонидовичем Фунтовым мы договорились встретиться в канун его юбилейной даты в творческой мастерской, что расположена в здании Первомай- ского Межпоселенческого дома культуры. Это главная комната для театральных артистов: здесь вычитывается и обсуждается материал, анализируются удачи и ошибки, это и костюмерная, и гримерная, да и реквизит тут же хранится.

– Как невесте при подготовке к свадьбе нужна отдельная комната, так называемая «комната невесты», где она будет собираться, и от этих сборов будет зависеть начало успешной и даже идеальной свадьбы, так и наша артистическая комната – одна из главных составляющих успешных репетиций и последующих спектаклей, – Владимир Леонидович, перехватив мой взгляд, засмеялся.

Он умеет смеяться: задорно, тактично, как-то интеллигентно. И чувствовать тонкость человеческой души прекрасно может. А еще он безоговорочно знает запрос зрителей, то, что люди в зале хотят и будут смотреть с удовольствием. Но все это пришло с годами, с опытом работы и опытом жизни. Как отметил мой герой, режиссерами не рождаются – ими становятся. Впрочем, все по порядку.

Впервые Владимир увидел сцену настоящего театра еще школьником. Приехав в областной центр в гости к родственникам вместе с мамой, Володя оказался в театре имени Федора Волкова, где в это время гастролировал театр оперы и балета из города Донецк. Показывали балет «Жизель». Вова просмотрел постановку на одном дыхании, а потом долго не мог прийти в себя от увиденного: игра актеров, их костюмы родили небывалые чувства в его душе.

– Я был под впечатлением! – от тех воспоминаний глаза моего собеседника прямо искрятся. – После этого в Шильпуховской восьмилетней школе мы создали театральный кружок. Играли с энтузиазмом, от души. Даже в Пречистое со своими постановками приезжали.

И выбор Ярославского культпросветучилища в качестве дальнейшего места обучения для Владимира был вовсе не случаен. После окончания учебы в Ярославле он вернулся в родной район, где ему предложили должность руководителя Пречистенского народного театра. И вот уже менее чем через год исполнится 40 лет, как Владимир Леонидович руководит театром.

– А помните постановку своей первой пьесы? Что это было? – осторожно интересуюсь я.

– Как не помнить! – глаза Владимира Леонидовича вновь загораются. – Я предложил поставить пьесу латвийского поэта Яна Райниса «Вей, ветерок!». Помню, Александр Васильевич Загрянин, до этого много лет руководивший театром, вдруг засомневался, что у нас что-то получится. Да и многие опытные актеры театр в то время покинули.

И тогда новоиспеченный режиссер решил собрать молодежь. Но поначалу решил опереться на актеров со стажем. Среди них были А. Котов, Л. Ярцева, В. Кудрявцева. А потом и молодых самодеятельных артистов нашли. И спектакль получился! Показав его на областном смотре народных театров, пречистенские театралы завоевали Диплом I степени. Но не это было главное. В нового режиссера по- верили! В театр стали возвращаться опытные актеры.

– Это позволило мне взяться за серьезную пьесу – спектакль по роману Валентина Распутина «Живи и помни», – вспоминает режиссер. – Да, в этой пьесе нет окопов, отсутствует линия фронта, но есть глубокая и неразрешимая человеческая трагедия. Постановка удалась. Роль Настены в спектакле тогда играла Людмила Весова, а вот ее мужа Андрея Гуськова, который дезертировал с фронта и бежал в далекую сибирскую Атомановку, исполнил я. А как прекрасно сыграли роли отца и матери главного героя Э. И. Кудрявцев и А. Н. Дундина!

Как у композитора есть свое самое удачное музыкальное произведение, как для художника одна из картин всегда остается непревзойденной, так и для театрального режиссера есть постановка, которую он считает наиболее удавшейся. У Владимира Фунтова среди таковых пьеса Валентина Распутина «Пос- ледний срок».

– О постановке «Пос- леднего срока» я задумался еще в начале 80-х годов прошлого столетия. Но несколько раз переосмыслив это произведение, отчетливо понял – еще не дорос до его постановки. Надо было подождать, – признается собеседник. – Даже пьесу «Марьино поле» я и то не сразу поставить решился. Пьеса эта необычная и, как сказала мне одна москов- ская актриса, посмотрев эту постановку нашего театра: «У Вас, наверное, был сильный конфликт с автором!» Да, был конфликт. Но я же ставил спектакль по мотивам пьесы, а потому просто сократил ее для пос- тановки.

В пьесу «Последний срок» Владимир Леонидович сразу влюбился. Если бы этого не произошло, то по признанию режиссер, не с чем было бы идти к актерам и нечем зажигать их.

– Когда мы ставили пьесу «Последний срок», то я очень боялся ее премьеры на сцене, – Владимир Леонидович немного задумывается. – Два часа сорок минут идет спектакль. На камерной сцене и без антракта, чтобы действие не прерывалось. Ну, думаю, современный зритель прос- то не вынесет этого монотонного разговора: старуха ждет смерти, старуха очнулась – приехали дети, те уезжают – она умирает. Но результат превзошел все ожидания. Случайно в журнале «Литературное обозрение» я увидел отзыв об этом нашем спектакле. Его автор посмотрела наш спектакль на сцене театра имени Федора Волкова и призналась, что отношение к пьесе Валентина Распутина «Последний срок» у нее особенное, прямо скажем «не очень», а вот спектакль ей безумно понравился.

Режиссер Владимир Фунтов в своих постановках старается затронуть животрепещущие темы. Например, в одной из последних работ по повести Федора Абрамова «Пелагея» поднимается тема разрушения семьи.

– Тема актуальна и в наши дни, – говорит мой герой. – У женщины на первом месте работа, вещизм, за которыми она не видит мужа, дочку. И, в конце концов, она остается одна с этими сундуками, набитыми вещами, потеряв своих родных. Кстати, Наталья Николаевна Климова, исполняющая в этом спектакле роль Пелагеи, в этом году отмечает четверть века работы в театре. А вот Елена Павловна Фунтова играет свои роли уже 35 лет.

Я обратил внимание, что рассказывая о жизни театра, о своей работе, мой собеседник ни разу не упомянул слово «я». Он все время говорил «мы».

– А что я могу сделать один? – удивился Владимир Леонидович, когда я обратил его внимание на это обстоятельство. – Театральная труппа – это единый коллектив, одна команда. И если в этой цепочке какое-то из звеньев сработает не так, то весь результат будет наперекосяк.

Владимир Леонидович сказал много добрых слов о бывших и настоящих самодеятельных актерах Пречистенского народного театра. Среди них он назвал А. Н. Дундину, С. П. Дундина, А. А. Котова, В. И. Вторникову, О. С. Минееву, М. Ю. Иванова, Л. Ю. Весову, Н. Н. Климову, Е. П. Фунтову, Т. Ф. Тарасенкова, Н. Е. Данилову, О. С. Суханову, А. Н. Кузьмину, Г. Е. Дмитриева, С. И. Мушникову и многих других.

– Знаю, что многим Вашим спектаклям зрители аплодировали стоя. Вот это успех! – я не сдерживаю эмоций.

– А Вы знаете, для меня ведь бурные и продолжительные аплодисменты зрителей в конце спектакля – не всегда вызывают удовлетворение, – он вновь задумывается. – Да, это здорово, это приятно. И все же мерилом успеха считаю, если вижу в глазах зрителей переживание, на щеке слезу, если даже кто-то из них во время спектакля вышел из зала. Помните, кто-то, по-моему великий театральный режиссер Георгий Александрович Товстоногов, сказал: «Если с вашего спектакля ушли два человека, значит спектакль удался!». Ведь, что главное в спектакле? Прежде всего, зацепить зрителей за живое, добиться того, чтобы они размышляли, переживали.

Более 70 спектаклей поставил за четыре десятилетия своей работы В. Л. Фунтов. У Пречистенского народного театра много наград и достижений – почетных званий, дипломов, премий. Но, когда мы с Владимиром Леонидовичем заговорили про это, он перевел разговор на другую тему: человек он по натуре скромный о наградах говорить не любит. Но разве можно не сказать, что в 2008 году ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», а имя Владимира Леонидо- вича Фунтова занесено в энциклопедию «Лучшие люди России».

Каждый спектакль Владимира Фунтова – открытие. Это полет мысли и фантазии режиссера, раскрытие новых имен самодеятельных артистов и подтверждение таланта артистов опытных. И самое строгое жюри любого спектакля, как считает мой герой, – сам зритель. Не зря же Фаина Раневская когда-то сказала: «Можно смонтировать фильм, можно что-то вырезать в передаче, при современной технике все можно. Единственное, чего нельзя, – это обмануть зрителя в театре».

Когда мы с Владимиром Леонидовичем заговорили о перспективе Пречистен- ского народного театра, он призадумался.

– Помните «Три сестры» Антона Чехова? – вдруг спросил он. – «Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но старания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас…» Наш театр будет жить и дарить людям радость!

Евгений ЕЛИСЕЕВ

Есть мнение

Наталья Николаевна Климова,

– Театр — это живой организм. В нем есть сердце, его двигатель. И это режиссер. Есть и сама душа – его актеры. Исходя из этого, все ясно и понятно. Если сердце работает исправно, ритмично, значит организм живет, дышит полной грудью, да и душа его не бьется раненой птицей. А живет ли наш театр? Ответ положительный – да.

Уже больше ста лет бесперебойной жизнью существует. И не просто существует, а добивается отличных результатов: почти полвека держит звание народного, берет гран-при и дипломы театральных фестивалей, актеры имеют дипломы за лучшие роли, театр известен за пределами области.

Успех? Несомненно. Значит режиссер нашего театра, заслуженный работник культуры России Владимир Леонидович Фунтов, как говорится, на своем месте. У него есть свой индивидуальный стиль работы, своя харизма. Хорошо знает возможности и актерские способности своего коллектива.

Театр – это единый коллектив. В нем есть актеры с большим опытом, которым доверяют ведущие роли, а есть молодые, но простое человеческое общение не имеет разделения. В коллективе нашего театра всегда дружеская атмосфера. Любой готов прийти на помощь товарищу, коллеге по сцене. И в этом также есть заслуга режиссера.

19 марта у Владимира Леонидовича юбилей. Что можно пожелать успешному режиссеру в этот день? Наверное, продолжать в том же духе — творить, удивлять, поражать, импровизировать, экспериментировать, рисковать, менять, доверять своему сердцу и непременно добиваться успеха.

Валентина Ивановна Есиева,

– С Владимиром Леонидовичем я работаю давно. Это настоящий профессионал режиссерского дела: интеллигентный, грамотный, эрудированный, умеющий так поставить ту или иную пьесу, что смысл происходящего на сцене проникает и в душу, и в сердце зрителя.

К Владимиру Леонидовичу тянутся люди. Он умеет работать с любой возрастной категорией – и с актерами со стажем, и с начинающими самодеятельными артистами. А какие у него спектакли на патриотическую тему!

Работать с ним мне легко и интересно. У него всег- да есть какие-то задумки, новые мысли и начинания.

Нэля Александровна Ахапкина,

– Есть яркие, неординарные личности, которые отличаются своим особым даром – будь то дар педагога, талантливого врача или замечательного мастера «золотые руки»…

Таким особым даром награжден природой Владимир Леонидович Фунтов. Действительно, одаренный человек! Как в его душе зародилась эта любовь и страсть к театру, которая стала самой большой любовью всей его жизни?!

Пречистенскому народному театру более 100 лет. Особую нишу в театральной деятельности в свое время занимал А. В. Загрянин. Затем, после Елены Писаренко, театр принял молодой специалист, выпускник театрального отделения Владимир Фунтов. К тому времени Пречистенский народный театр был уже известным театром в области. И молодому режиссеру предстояло выполнить сложную задачу: не только сохранить и продолжить достигнутое в творчестве театра, но и выйти на новый уровень театрального искусства, ибо не оценивая прошлого, нельзя иметь достойного будущего.

Именно это и удалось сделать В. Л. Фунтову. Он не только сохранил то ценное, что создавалось и развивалось на протяжении многих десятилетий в Пречистенском театре, но и привнес в театральную жизнь совершенно новые, неповторимые элементы режиссерского мастерства.

Каждый спектакль режиссера Фунтова – это глубокая психологическая история и судьба героев сцены. И это не только хороший режиссер, это еще и психолог, и педагог, который талантливо находит основной стержень сценического образа, кропотливо работая с актерами.

Владимир Леонидович действительно не только режиссер, он и бутафор, и художник-модельер, и художник по свету, и гример, и декоратор, и звукорежиссер, и специалист многих и многих других театральных профессий.

И неслучайно зритель, уходя из театра, еще долго остается под впечатлением и влиянием театрального шедевра, который доходит до сердца каждого зрителя.

Долгие годы в свое время в Пречистенкой школе сохранялась замечательная традиция: выпускные классы готовили удивительные подарки школе на Новый год – театральные спектакли, отдельные из которых были поставлены режиссером В. Фунтовым. Для ребят это была не только школа актерского мастерства, но и школа духовного воспитания под руководством талантливого мастера.

Владимир Фунтов не только талантливый режиссер театра, но и талантливый режиссер театрализованных массовых представлений. Ему удается в краткой, но в то же время яркой форме и эмоциональном по содержанию представлении, найти такую нить, которая соединяет зрителя и актеров в единое целое – участников театрального действа.

Уважаемый Владимир Леонидович! Я желаю Вам новых незабываемых творений и новых побед!

Ольга Сергеевна МИНЕЕВА,

– В театр меня долго не брали, хотя я очень хотела, даже просилась. И вот, наконец-то, я в труппе. Было страшно, непонятно, сложно. Но рядом — талантливый режиссер и прекрасный коллектив актеров. Я была и женой, и матерью (сценической, конечно же) Владимира Леонидовича. То, что он меня ругает больше других актеров, это знают все. Но… результат налицо: большое количество дипломов за лучшие женские роли. Это, несомненно, и большая заслуга режиссера. Вообще, наш театр, как маленькая семья, куда хочется идти, работать, творить. Наш режиссер не боится брать сложные произведения и доводить их почти до шедевров. Хочется пожелать Владимиру Леонидовичу здоровья, новых интересных работ, побольше молодых актеров и благодарных зрителей.

Ольга Сергеевна Суханова,

– Ах, как мне запомнился первый поход в Пречистенский народный драматический театр…Отец, мама и я пришли на спектакль Пречистенского народного драматического театра. Мне было всего 9-10 лет. Как сейчас помню, была постановка по произведениям А. П. Чехова «Маленькие недоразумения». Я в силу своего возраста вообще не знала, что такое театр. Но стоило начаться спектаклю, меня захватили такие сильные эмоции, что я влюбилась в театр с первого взгляда.

«И я так хочу!» – первое, о чем подумала я. И уже в 11 классе Владимир Леонидович Фунтов, режиссер Пречистенского народного драматического театра, ставил с нами сказку Е. Замятина «Блоха», где я получила одну из главных ролей.

После той премьеры спектакля прошло не одно десятилетие, но до сих пор я вспоминаю свое первое знакомство с театральными подмостками. Я очень благодарна, что любовь к театру, к творчеству мне привил Владимир Леонидович Фунтов. Именно он помог мне с дипломной работой, когда я на последнем курсе училища культуры г. Ярославль приехала на практику в Пречистое.

С тех пор режиссёр приглашает меня в свои постановки, где я с большим удовольствием и любовью участвую.

Владимир Леонидович, крепкого здоровья Вам, вдохновения, новых постановок и побед. С юбилеем!

Автор: Евгений ЕЛИСЕЕВ
корреспондент

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх