16+

Первомайская районная общественно-политическая газета «Призыв»

РФ / Ярославская область / Первомайский район

26 апреля 2024, пт 2024.04.26 19:29:10

Главная / Статьи / Земля Николо-Горская: благодатная и скорбная
22.05.2021 10:43
  • 320

Категории:

Земля Николо-Горская: благодатная и скорбная

2021 год для Николо-Горы дважды юбилейный: исполняется 220 лет каменному зданию Никольской церкви в честь Святителя Николая Чудотворца и 160 лет первому церковно-приходскому училищу.

Стоять

тебе вечно

А вот сколько лет селу? Установить это пока не удалось. История села неразрывно связана с историей Никольского храма. Из архивных материалов известно, что в XVII в. по админист- ративно-территориальному делению село входило в Ярославский уезд в Служень стан. По церковно-административному делению приход относился к Костромской десятине – это мы узнаём, читая материалы по истории Костромской епархии, авторами коих являются братья Холмогоровы Василий Иванович и дьякон Гавриил Иванович. Позднее входил в Любимский уезд Ярославской губернии. Принадлежало село и Даниловскому району Ивановской Промышленной области, Пречистенскому и, наконец, Первомайскому району Ярославской области.

В Ярославских писцовых книгах 1627-1629 гг. в Служне стану упоминается «За дьяком Иваном Ивановым сыном Борнякова-Китаевского поместья Шокурова да Богдановского поместья Боркова да подъячего Микитинскаго поместья Посникова село Корчкодом без жеребья, а жеребей того села за Алексеем Третьяковым с братьею, а в нём церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы с приделом великого чудотворца Николы древяна, верх шатров, в церкви образы и книги и свечи поставныя и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье приходных людей, да место церковное страстотерпца Христова Димитрия, обе на помещикове земле, у церкви на помещикове земле поп Никифор Иванов, дьячок и просвирница, да пятнадцать келей, живут в них нищие, питаются от церкви Божией. Пашни и сена и лесу нет».

Следовательно, в это время здесь уже есть деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Чудотворца.

Из книги Критского Б. А. «Наш край», Ярославль, 1907 г.:

«Село Корчкодомъ (Николо-Гора), въ 35 верстахъ отъ Любима, расположено на трёхъ холмахъ (Василёвском, Починов- ском и холм между ними; въ нихъ находятъ человеческия кости, такъ что холмы эти можно считать за могильные курганы или, по крайней мере кладбища. Въ песчаном грунте встречается слюда золотистого цвета, отчего и самое село называют иногда Золотою горою; но понятно, 

что никакого золота здесь нет...»

Село Николо-Гора в разные времена носило названия: Корч- кодом, Золотая гора, Николь ский погост.

Существует предание, которое передаётся из уст в уста. Церковь первоначально намечалось построить на одном из холмов и оставили там икону Николая Чудотворца, но на следующий день икона была найдена на другом холме, именно в том месте, где теперь и стоит храм. И, так было дважды. Видимо, воля Божья, да и святителю было угодно так.

И построена Никольская церковь с. Корчкодом, каменная, в 1801 г. тщанием прихожан и расширена в 1903 г. на средства с.-петербургского 1-й гильдии купца Петра Ефимовича Воеводского. Храм расписан профессиональными художниками в стиле академической живописи 19 века. Церковь обнесена кирпичною оградою. Престолов три: 1) святителя Николая чудотворца, 2) Рождества Пресвятой Богородицы и 3) святителя Петра, Митрополита Московского. Славен Митрополит Пётр тем, что перенёс кафедру из Владимира в Москву. Часовен две: в деревне Феново и Дору-Ваганском. Из воспоминаний старожил: «В Дору-Ваганском часовня деревянная, очень красивая, стояла посреди деревни, обитая тёсом и покрашена красной краской, круглой формы, обнесена, вернее обсажена берёзами. Расстояние по прямой до Ярославля 85 в., до Любима 31,5 в. Церковных домов четыре – для священника, дьякона, псаломщика и церковного сторожа. По описи 1860 года в приходе числилось 21 населённый пункт, 255 домов, мужчин – 765, женщин – 971. В XIX столетии у церкви появляется и земля-36 десятин 82 квадратных сажени. В приход Никольской церкви села Корчкодом входили сельцо Фоминское и деревни: Гора, Савинское, Василёво, Старово, Зиновка, Юркино, Кривцево, Лылово, Кузьминское, Феново, Починок, Голосово, Дор-Ваганский, Афо(а)насово, Коворчино, Взглядное, Ильинское, Костычево, Пустыня, Глинково, Сергейка (названия населённых пунктов сохранены из документов).

На страже Церкви

Святой

Вселенской и Апостольской

Исключительна роль священнослужителей, которые были и духовными пастырями, и учителями. Так, примером была жизнь династии священников Любимовых – Юнониных.

Сразу же после отмены крепостного права в 1861 году при храме открывается Корчкодомское церковно-приходское училище на средства доброхотных дателей…, постройкой которого заведовал местный священник Игнатий Феоктистович Любимов, принявший на себя обязанность обучения всех мальчиков и девочек своего прихода.

Из книги «Вспоминая прошлое…» И. Ф. Гавришовой: «Отец Игнатий Любимов получил приход за дочерью отца Тихона Любимова Агафьей. Ей было всего 12 лет и поначалу она пряталась от мужа под кровать и там играла в куклы. С возрастом Агафья стала настоящей матушкой. Отец Игнатий любил Агафью и трогательно о ней заботился…

…Фёдор Юнонин женился на Елизавете – дочери отца Игнатия, после смерти которого получил вакантное место в Никольском храме. Согласно семейным преданиям, дальний родственник священника Фёдора, псаломщик, а может быть, дьякон, присвоил себе фамилию Юнонин, чем последующие носившие её поколения гордились – корни греческой мифологии».

Отец Фёдор был священником в нашем храме с 1887 года. За свой благородный труд 19 марта 1907 года награждён Золотым Наперстным Крестом: за 22-летнюю службу в сане Священника и по должности законоучителя. Из казны получал жалование 300 рублей, за учительство 150 рублей. За заведование училищем – 56 рублей 40 копеек.

Церковь получала проценты с причтового капитала – 118 рублей 8 1/2 копейки. От земли 24 рубля. Земли при церкви было: приусадебной – 300 кв. саженей, пахотной – 31 десятина 928 кв., сенокосной – 200 кв. саженей. Всего – 36 десятин 82 квадратных сажени (с 19 века).

При храме на тот момент находятся три деревянных дома, построены «тщанием прихожан», каменная дорожка…

В семье Фёдора и Елизаветы было шестеро детей, двое умерли в раннем возрасте от скарлатины. Семья отца Фёдора дружная, прививались с детства любовь к труду, музыке, честность и скромность. Жена – Елизавета Игнатьевна, 5 июня 1866 года рождения; дети: Владимир, 14 июля 1887 г.р., закончил Киевскую Духовную Академию; Константин – 20 апреля 1892 г.р., закончил Санкт-Петербургский университет; Фёдор – 10 февраля 1899 г.р., закончил Пошехонское духовное училище; Юлия, 14 июня 1904 г.р., обучала в Корчкодомском пастырском училище.

Когда отец Фёдор закончил служить, его сменил старший сын Владимир. При отце Владимире церковь достигла рассвета. До сих пор старожилы вспоминают отца Владимира, как доброго, чуткого человека, молитвенника, всесторонне развитого. При нём в храме было два хора, регентом был Иван Аполлонович Тихомиров.

Отец Владимир жил около церкви и задумал построить каменную часовенку не далеко от храма. Один, своими руками выкопал канаву периметром 1 кв. километр, обсадил её рябинками одна к одной. Получился прекрасный сад, который получил название «поповский участок». Завёз и посадил внутри участка яблони, орешник, кусты барбариса, чёрной, красной и белой смородины, сортовой крыжовник. Там цвела сирень всех сортов, она служила живой изгородью. Всё это было посажено рядами, красиво, с большой любовью. Он наносил со всей округи камней, но часовню ему построить так и не пришлось. Порой удивлялись, где у этого человека берутся силы?..

…Приближались страшные годы.

В 30-х годах его забрали. Плакало всё село. Когда батюшку вёл конвой, он остановился, повернулся, перекрестил храм и сказал: «Стоять тебе вечно».

Несколько десятков лет «поповский участок» служил местом любования и отдыха жителей села.

Маленькие дети, подростки, молодёжь устраивали там гулянья. В 1941-43 гг. на этом участке располагалась большая колхозная пасека.

Сохранился сад до 50-х годов. Дальше в село наехало много разного люда ото всюду. Не нашлось неравнодушных инициативных людей, которым дорого село, храм, памятные места – всё пришло в упадок.

Это всё лежит на нашей совести: совести односельчан, администрации, сельхозкооператива (который сейчас «поднимается с колен»), школы (которой не существует уже четыре года, в помещении провалились полы).

Отец Владимир умер от тяжёлого труда на Волгострое. Могила его неизвестна. Сестра Юлия похоронена при нашем храме.

…«В 1900-х годах в церкви служил дьякон из духовного сос- ловия, сын священника, Константин Павлович Берсеньев, окончивший Ростовское духовное училище; жалованья получал он от казны 150 рублей. Его семья: жена – Мария Ивановна, дочь – девица Александра 1883 г.р., сын Николай 1888 г.р., сын Дмитрий (г.р.2/X 1893). О нём надо сказать особенно. Мальчик родился глухонемым, но по молитвам родителей Бог дал ему талант звонаря – мастера, – вспоминала жительница села Любовь Фёдоровна Рябкова, – мальчиком Митя научился звонному мастерству. Благовест раздавался не только в праздники и по воскресным дням. Звонил ежедневно – утром, в полдень и в двенадцать ночи. Большой колокол отбивал 12 раз, и он слышен был за пределами села. А в Престольные праздники звон большого колокола звучал в унисон с перезвоном средних и маленьких колокольчиков…

Умер Дмитрий Берсеньев в возрасте 50 лет, похоронен на нашем кладбище».

В 40-е и 50-е гг. в нашем храме служил отец Сергий Красносельский в чине протоиерея, был благочинным Пречистенского и Любимского округа. Жил с матушкой Екатериной в маленьком домике в бедности, мирно, скромно, о чём свидетельствуют письма. Благородство, скромность, забота о прихожанах — вот основные качества отца Сергия. Он умер на Николо-Горе и похоронен у храма вместе с матушкой Екатериной. При отце Сергие был хороший хор. Незадолго до кончины батюшки купили ему дом, где впоследствии жили инокиня Мария Ивановна и послушница Параскева Игнатьевна. Не раз власти хотели закрыть храм. Старушки ночевали в нём — не дали сделать злое дело.

После смерти отца Сергия был приобретён церковный дом в селе, ранее принадлежащий Смирновым, которые после войны в 1945 году уехали в Ленин- град. В этом доме жили священники отец Василий Воеводин, отец Фёдор, отец Михаил Марусин, примерно с 1965 по 1980 гг. Псаломщицей была очень скромная Александра Ивановна (предположительно приехавшая из монастыря Вологодской области). Жили бедно и скромно.

С 1980 годов в новом доме, построенном для священников, жили и служили в Никольском храме отец Александр (Глазунов), после его смерти – брат Анатолий. Оба умерли молодыми. Вдова отца Александра – матушка Раиса с дочерьми – Ниной, Аней, и Таней – уехали на родину в Струнино, где были похоронены отец Александр, а позже и отец Анатолий. С 1990 по 1997 годы в храме служил отец Василий Савчук. Василий Игнатьевич закончил Жировицкую Духовную Академию.

Протоиерей отец Василий начал свою деятельность с большого ремонта. Было куплено оцинкованное железо. Батюшка договорился с мастерами-жестянщиками. Крыша храма и колокольни была покрыта. Также при отце Василии отремонтирована полуразрушенная внутри колокольня, дважды произведён текущий ремонт и ремонт печи в зимнем приделе Рождества Пресвятой Богородицы, эстетический ремонт паперти, приобретена краска (голубая и белая) – 37 банок для ремонта летнего храма в честь святителя Николая Чудотворца и святителя митрополита Петра, 1м3 обрезного тёса для ремонта полов… Но, скоропостижная смерть отца Василия не дала осуществить задуманного. Отец Василий остаётся в памяти односельчан, как ревностный служитель, великий труженик, добрый и отзывчивый человек. Благодаря его исключительной доброте в храм стали ото всюду приезжать прихожане: из села Коза, Семёновского, Игнатцево, посёлка Пречистое.

С 1997 года в Никольском храме служили отец Алексей, отец Илья, отец Гурий, отец Георгий, отец Евгений, отец Иоанн.

С 2000 года был настоятелем Никольского храма Иеромонах Стефан. С 2009 года и по сей день настоятелем храма служит иерей Павел (Сергеев), а опорой батюшки – матушка Нина. Воспитывают шестерых детей.

Во все времена при храме существовал хор. Устраивались спевки. Хор посещали жители села Николо-Гора и деревень: Пустынь, Дор-Ваганский, Починок. Украшением хора были: Вишнякова Христина, Лебедева Елена, Лебедева Екатерина, Шишкина Ольга, Тимофеева Елена, Козлова Лидия Михайловна. Первыми помощниками батюшкам, были алтарницы: Анастасия Семенова, Екатерина Филиппова, Антонина Александровна Алфёрова, Валентина Фёдоровна Фалина.

На протяжении нескольких десятков лет в храме трудились и помогали староста Волкова Анна Ивановна, помощник старосты Бухвалова Зоя Александровна, Екатерина Корочкина, Екатерина Белова, Римма Михайловна Аверьянова, не давно ушедшая от нас, и многие многие прихожане.

Особо надо отметить, что Вишнякова (Паклина) Христина Фёдоровна 1907 г. р. росла девочкой одаренной, имела отличную память и высокий голос – сопрано. Будучи в пятилетнем возрасте, когда отец готовился к богослужениям, Христина подпевала «Волною морскою...». Отец ел хвалил. А в девять лет регент Никольской церкви Иван Аполлонович Тихомиров берёт ее в хор... После революции, боясь преследований и арестов, многие покинули церковь. Так с малых лет Христина, будучи смышлёной и грамотной, вела хор вплоть до 1996 года. Прихожане вспоминали: «Службу начинать, а Христины нет (не всякий может вести хор и богослужение), ждут, не начинают…А она маленькая, с двумя косичками, из Пустыни, порой и с работы на коне по кличке Карька, всегда спешила в храм. Завидев её, все перекрестятся да и начнут богослужение». Свой дар Христина Фёдоровна передала дочери Анне. И вот уже 25 лет трудиться Вишнякова Анна Александровна в храме, также вела хор.

В 1997 году благословил на должность псаломщика благочинный нашего округа отец Владимир (Серебров) меня, Татьяну Воронину. И это уже новая страница истории. Чуть позже в хор пришли Людмила Соколова, Вера Журавлёва, Галина Горчагова. Уже присоединяются юные девочки. Как и прежде, приезжают отовсюду прихожане не только на богослужения, но и потрудиться на благо Никольского храма. И стоит Никольская церковь до времени настоящего!

С днём рожденья, Церковь,

С днём рожденья!

Да возрадуемся ныне

во Христе!

Что имеем в Господе

спасенье,

Ожидая Бога в чистоте.

Дух Святой не устаёт

трудиться,

Каждая душа Ему

важна,

И Он чётко помнит наши

лица

Называя Богу имена.

Татьяна ВОРОНИНА

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх