16+

Первомайская районная общественно-политическая газета «Призыв»

РФ / Ярославская область / Первомайский район

24 апреля 2024, ср 2024.04.24 09:48:40

Главная / Статьи / Призвание - дарить тепло души
05.06.2021 16:19
  • 175

Категории:

Призвание - дарить тепло души

На фото: Е. Н. Носова у В. Г. Бушуевой частый гость

День социального работника – праздник, ежегодно отмечаемый в нашей стране 8 июня. Этот день был установлен президентским указом 27 октября 2000 года

Когда с директо-

ром Первомай-

ского Центра социального обслуживания населения Ириной Александровной Носовой мы заговорили о их предстоящем профессиональном празднике – Дне социального работника, что будет отмечаться 8 июня, она попросила нас рассказать о ком-то из людей этой нелегкой и хлопотной профессии в газете.

– Разумеется, сделаем, – ответил я. – О ком расскажем?

– Вы знаете, у нас все работники добросовестные и исполнительные, – она вдруг призадумалась. – Давайте так: я посоветуюсь с руководителями наших подразделений и потом Вам позвоню.

На том и порешили. На следующий день директор ЦСОН позвонила. И предложила рассказать о двух – соцработнике Носовой Татьяне Анатольевне и медработнике Носовой Евгении Николаевне. Что ж, о двух, так о двух!

О подопечных,

как о родных

С Татьяной Анатольевной Носовой договорились встретиться в полдень у магазина «Дикси», что в райцентре на улице Советской. К назначенному времени, прихватив фотоаппарат, я отправился к магазину.

Солнышко грело почти по-летнему, но холодный северный ветер не давал температуре воздуха подняться выше 15 градусов. Завернув за магазин, увидел молодую светловолосую женщину. Рядом с ней несколько сумок с продуктами.

– Это я Вас жду? – голос у моей героини тихий и немного стеснительный.

– Ага, меня, – поздоровавшись, улыбнулся я. – Вот и дождались. И куда наш путь лежит?

– Сейчас придет наша машина и поедем к бабушке в деревню Миндюкино, – сказала Татьяна. – Ой, я так волнуюсь! 

– Чего же? – несколько изумленно посмотрел я на нее.

– Ну, а как Вы думали? – теперь пришло время удивляться ей. – Я ведь раньше с корреспондентами не общалась. Боязно.

Вот уж не думал, что общаться с журналистом для соцработника будет сложнее, нежели заниматься профессиональными обязанностями! Правда, непосвященному человеку со стороны кажется, что дело соцработника довольно простое: пришел к пенсионеру, кашей накормил, в магазин сходил и все. А ведь на деле труд соцработника – удовольствие еще то. Приходит он к своим клиентам, а там и горечь одиночества, которое он разделяет с подопечным, и слезы, и усталость от жизни, но и благодарность, и дружба.

– У меня своих клиентов семь, – пока ждем машину, рассказывает моя собеседница. – Все они живут в деревнях: в Миндюкине, в Корхове, в Левинском, но и в Пречистом есть. Летом же, когда коллеги уходят в отпуска, беру еще клиентов на обслуживание.

По профессии Татьяна продавец-контролер-кассир. Однако, после окончания Пречистенского филиала Любимского ПУ-47, работу по специальности найти не смогла. И тогда решила попробовать свои силы в качестве соцработника.

Ее рабочий день начинается в 8 часов утра. График посещений составляется заранее: к кому-то Татьяна спешит с утра, кто-то ждет свою добрую и внимательную помощницу ближе к обеду или после него.

– Беру у клиентов аванс, составляю список необходимых покупок и по магазинам, – говорит она. – Купив все необходимое, доставляю покупки вместе с кассовыми чеками клиентам.

За разговорами время ожидания автомобиля пролетело незаметно. Из-за поворота к «Дикси» подкатила белая «Газель». Посадив нас в салон, водитель Владимир Коростелев дал газу и машина резво пошла вперед.

На трассе М-8 повернули в сторону Вологды. Позади остались деревни Дор-Пречистенский и Новенькое. Отворачиваем вправо на проселочную дорогу, ведущую в Миндюкино. А вот и деревня. Когда-то она была большая, более 20 домов. Осталось 11. Дом Алевтины Павловны Черкасовой стоит почти посредине деревни. Небольшой, утонувший в зелени. Идем к двери. Татьяна стучит.

– Танечка, ты что ли? – слышится из-за дверей голос.

– Я это, Алевтина Павловна, – отвечает та.

Дверь распахивается и мы входим в дом. Небольшая кухня с русской печкой в ней, рядом с печью вход в комнату.

– Вот, Алевтина Павловна, я Вам продукты купила, – Татьяна подает хозяйке дома сумки. – Это молочные продукты, вот копченая рыбка, а это пирог, здесь тортик.

– Спасибо, Танюша, – пожилая женщина разбирает покупки.

Я тем временем смотрю на хозяйку дома. И пытаюсь вспомнить, где мы раньше в ней встречались.

– А ведь Вы у нас в 80-х годах прошлого века бывали, – Алевтина Павловна приходит мне на помощь. – Я в то время была бригадиром комплексной бригады во втором отделении совхоза «Пречистенский». А Вы к нам приезжали, писали о нас.

Точно! Просто время заметно изменило некогда бойкого и уверенного в своих силах бригадира Черкасову. Уже медленная походка и в руках палочка для уверенности, уже не та память и ноги плохо ходят, а потому без соцработника ей сейчас трудно справляться с домашними делами.

– Вы пока поговорите, а я дров принесу, приберусь в доме, – Татьяна надевает рабочий халат.

– Хорошая она, – провожая взглядом своего соцработника, говорит Алевтина Павловна. – Добрая, исполнительная, никакой работы не чурается. Мне с ней легко общаться и очень ра- достно. Таня больше меня видит, что в доме надо сделать. И делает. А я ей не мешаю.

У Алевтины Павловны два сына. Муж умер рано и пришлось ей в одиночку воспитывать ребят. Володя и Саша по возможности стараются навещать маму. Но живут в Ленинградской области, а это не два-три часа на машине. К слову, Владимира она проводила домой в утро того дня, когда мы с Татьяной приехали в деревню. Владимир приезжал, навестил маму, помог ей вскопать участок под картошку и посадить клубни.

Пока мы с хозяйкой дома говорили о том, о сем, Татьяна принесла в дом дров, заполнила дневник покупок, а потом померила пожилой женщине давление.

Вообще-то, соцработнику, обслуживающему пожилых одиноких людей нервы нужны стальные. Еще бы, ведь пожилые люди, особенно те, кому 90 лет, могут стать,что дети малые: капризничают, упрямятся. И здесь надо найти подход к каждому подопечному: с кем-то поговорить по душам, кому-то заменить близких людей.

– Танечка у меня зимой и снег у дома откидает, и печь поможет затопить. А еще все время следит за тем исправна ли газовая плита, наказывает, чтобы я дверь входную никому из посторонних не открывала, – рассказывает хозяйка дома, усадив нас за горячий чай.

– У меня сейчас еще два новых клиента на месяц добавились, – говорит Татьяна на обратном пути. – Марина Лещенко ушла в отпуск, и я взяла на обслуживание Николая Андреевича Воронина и Елизавету Павловну Сапожникову. Оба живут в Пречистом. Я уже обслуживала их ранее.

Работе в социальной службе Татьяна Анатольевна Носова отдала 11 лет. Сколько пенсионеров за это время успела она обслужить! И те, в свою очередь, прикипели к ней душой, а потому, когда она уходит в отпуск, тяжело воспринимают даже временную замену. Такое отношение к себе Татьяна Анатольевна заслужила терпением, вниманием к своим подопечным. В любом разговоре у нее всег- да найдутся добрые слова в адрес своих подопечных.

Чужой беды

не бывает

С Евгенией Николаевной Носовой мы договорились встретиться в среду. Но не просто встретиться, а побывать вместе с ней у ее подопечной. Так и сделали.

К 8 утра я уже стоял у первого подъезда одной из многоэтажек по улице Вологодской. Часы показывали начало девятого, а героини этого рассказа все не было. Оказалось, что к своей подопечной, Вере Геннадьевне Бушуевой, она пришла еще до 8 часов. Поднялся в квартиру, постучал.

– Заходите, – из-за дверей послышался веселый голос.

Вера Геннадьевна Бушуева, как и Алевтина Павловна Черкасова, оказалась человеком мне знакомым. Много лет назад, бывая на стройках Пре- чистенской МПМК, не раз видел Веру Геннадьевну за работой: оштукатурить стены, затереть швы, покрасить – работа так и кипела в руках этого штукатура-маляра.

А сейчас она в инвалидной коляске: четыре года назад женщине ампутировали одну ногу, но прогрессирующий диабет привел к тому, что в мае пришлось ампутировать и вторую.

– После ампутации одной ноги Вера Геннадьевна ездила на чистку сосудов в областную больницу, – рассказывает Евгения Николаевна. – Но в связи с эпидемией коронавируса все пошло наперекосяк: пациентов в больницах принимать практически перестали. А ей нужно было и УЗИ сосудов сделать, и магнитотерапию пройти. Но потом начался некроз на пальцах стопы, дальше – больше. И пришлось ампутировать вторую ногу.

– Вот сейчас привыкаю жить по-новому, – Вера Геннадьевна смущенно улыбается. – И я так рада, что Женечка мне в этом помогает. Приходит почти ежедневно. Давление померяет, перевязку сделает. Очень она сердобольная. И поддерживает меня в это непростое время.

По образованию моя героиня медицинская сестра. После окончания медколледжа год работала в об- ластном онкологическом диспансере. Но больше не смогла. Нет, не тяжелобольных она боялась: уход за любым больным раком ей был по плечу. Но вот когда эти больные умирали, молодой медсестре становилось реально тяжело. Не могла она привыкнуть к ситуации, когда вечером, уходя со смены, говорила человеку: «До свидания!», а придя на работу утром узнавала, что этот человек умер.

В Первомайский ЦСОН она пришла четыре с половиной года назад. Пришла, потому как знала, что можно быть одиноким и никому не нужным даже с родными детьми и внуками. Первое время она была просто шокирована, не понимала, как пожилые люди могут быть одинокими при живых детях. Не могла поверить, что среди нас живут такие бабушки и дедушки, которые зачастую уже еле передвигают ноги, которые по много лет не выходят из дома, сидят в своих квартирах без хлеба, лекарств, нормальной связи с внешним миром. Хорошо еще, если их изредка навещают. Но ведь есть и такие, у кого не осталось ни родных, ни друзей.

– Бывает, приходишь к таким людям, а они тихо плачут и просят: «Ты, милая, не приноси мне лекарства. Хотя бы просто поговори со мной! Будешь мимо проходить, зайди, два-три слова скажи!», – задумчиво говорит Евгения Николаевна. – Мне безумно жалко таких стариков. К каждому из них привыкаешь, привязываешься. А когда они уходят, я долго тоскую и не могу прийти в себя. Быть может, так и нельзя жить, да не умею я по-другому.

Кроме Веры Геннадьевны у моей героини есть еще и другие подопечные. Живущий рядом В. С. Безобразов, инвалид 1 группы Г. А. Корнева, Н. Н. Дементьева, Л. Е. Соколов, С. Е. Смирнова. На данный момент под ее опекой 7 жителей Пречистого. И ко всем она успевает заглянуть на рабочей неделе не один раз, справиться о здоровье, померять давление, в аптеку за лекарствами сходить.

– Соцработник Лена Черепанова и социальный медработник Женя Носова – дорогие для меня люди, – улыбаясь, говорит Вера Геннадьевна. – Я их всегда жду, они мне всегда и во всем помогают!

Я пошел в редакцию, а Евгения Николаевна еще осталась у Веры Геннадьевны: нужно было еще многое сделать!

Евгений ЕЛИСЕЕВ

Автор: Евгений ЕЛИСЕЕВ
корреспондент

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх